Соборная казанская мечеть аль-Марджани
Опубликовано: 09.03.2016

На крутом берегу озера Ближний (Нижний) Кабан в Старо-Татарской слободе Казани расположилась небольшая по современным меркам мечеть аль-Марджани.
Казань — город с тысячелетней историей — славится своими мусульманскими храмами, как старинными, так и новыми, но мечеть Марджани на особом счету.
Вот уже 200 с лишним лет она является центром духовной жизни татарского народа, оплотом мусульманской культуры, очагом просвещения и образования.
История храма
Мечеть Марджани не только духовное и архитектурное достояние Казани и всей России, она символ блистательной эпохи просвещенной императрицы Екатерины II и проводимой ею политики веротерпимости и национальной толерантности. Разрешение на строительство было получено от самой Екатерины во время ее приезда в Казань. 4 года, с 1766 по 1770 г., велось строительство каменной мечети, первой после завоевания Казани Иваном IV Грозным в 1552 году.
Святилище строилось на пожертвования горожан, а его возведение воспринималось местными жителями как возрождение татарской культуры и ислама. Первоначальное название — Эфенди (Господская).
Белоснежное двухэтажное здание с зеленой крышей имеет два зала и трехъярусный минарет.
Реликвией является надмогильный камень одного из беков Казанского ханства.
Архитектура
Архитектура мечети Марджани стройна и изящна. Автором проекта был неординарный и талантливый зодчий. К сожалению, точное его имя неизвестно. Предположительно, это был первый профессиональный архитектор Казани В. И. Кафтырев (1730-е-1807), создатель первого регулярного плана города. В архитектуре здания мечети органично переплелись традиции средневекового татарского зодчества и особенности стиля петербургского барокко. Лаконичность и сдержанность архитектурного решения придают мечети элегантность, ясность и простоту. Изящный минарет добавляет ей изысканности и утонченности. В декоре здания присутствуют традиционные для татарского национального орнамента элементы: виноградная лоза, тюльпаны и ряд других.
С увеличением населения слободы здание пришлось расширить, и первоначальная стройность слегка огрубела. Кроме того, была снижена высота минарета как демонстрация веротерпимости мусульман. Но до сих пор мечеть аль-Марджани в Казани — замечательный памятник архитектуры, а также символ веры, таланта и силы духа создавших ее творцов. Красота ее архитектуры пронизана светом духовности, а гармония сводов и фасадов отражает Божий промысел.
Юнусовская мечеть
Следующий важный этап в истории мечети — вторая половина XIX века. Благоустройство храма, его содержание всегда было общим делом прихожан, имамов, покровителей и дарителей, но особую роль в ее судьбе сыграла династия купцов Юнусовых. В честь этой семьи мечеть долгие годы называлась Юнусовской.
Братья Ибрагим и Исхак Юнусовы в 1850-1880-е годы — крупнейшие купцы и промышленники Казани, советники коммерции и видные благотворители. На их средства были построены и содержались детский приют, медресе, благоустраивалась мечеть. В 1861-1863 гг. на деньги Ибрагима Юнусова была перестроена ограда, сделан пристрой с лестницей, расширен михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку).
Ибрагим Юнусов был негласным хозяином мусульманской общины города и жертвовал большие деньги на ее поддержание. Честолюбивый промышленник стремился окружать себя талантливыми и яркими личностями, и в 1850 г. по его приглашению настоятелем мечети и преподавателем медресе стал выдающийся татарский богослов, ученый, философ, просветитель Шигабутдин Марджани. Более 30 лет он был имам-хатыбом в мечети, носящей сегодня его имя.
Великий религиозный реформатор
Нет, пожалуй, ни одной сферы религиозного и научного познания, в которой не преуспел бы этот талантливейший сын татарского народа.
Смелость мысли, упорство характера позволили Марджани преодолеть многочисленные трудности и препятствия в его благородной деятельности. Великий гуманист и реформатор заложил фундамент для новых ориентиров в религиозном образовании, синтезируя в своей педагогической деятельности богословие и преподавание астрономии, геометрии, истории. Марджани стремился приобщить татарский народ к достижениям мировой цивилизации, настаивал на интеграции с русской культурой при сохранении самобытности татарских традиций. Центром его реформ служило медресе при мечети, а сам он долгие годы был настоятелем храма.
Благодаря Шигабутдину Марджани и другим деятелям татарской и русской культур Казань стала городом, открытым всему миру, с богатой историей и великим будущим. Одна из достопримечательностей города — мечеть Марджани, Казань по праву считается крупным туристическим центром России, и каждый год тысячи путешественников и иностранных делегаций устремляются к памятным местам славного города. У мечети аль-Марджани счастливая судьба: за все время ее существования в ней ни на один день не прерывались богослужения, совершался намаз.
Соборная мечеть Марджани — родоначальница всех мусульманских храмов Казани, уникальный памятник архитектуры XVIII века, одна из самых почитаемых мечетей республики Татарстан и всего мусульманского мира.
Она была и остается центром духовной культуры татарского народа с огромным гуманитарным и образовательным потенциалом.