Экскурсионный Питер: Михайловский дворец
Опубликовано: 19.02.2016

Традиционно Михайловский дворец в Санкт-Петербурге считают местом необычным. Кроме того, что это всемирно известный Государственный Русский музей, с дворцом связывают многие легенды. Одна из них гласит о том, что дух Павла I до сих пор появляется в дворцовых палатах.
Интересна история создания этого памятника архитектуры. Он был задуман сразу после появления на свет четвертого ребенка в царской семье (Михаила). Тогда Павел повелел ежегодно откладывать деньги, чтобы построить дворец. Работы по его возведению начались после 21 дня рождения великого князя. Накопленная сумма тогда достигала уже 9 миллионов рублей. Павел к моменту постройки дворца уже был убит, поскольку стал жертвой дворцового переворота. Но его сын Александр I, взошедший на престол, выполнял волю государя, и дворец был построен.
В качестве архитектора избрали Карла Росси. Выбирали место для постройки долго. Архитектор предлагал несколько вариантов. Однако Александр выделил пустырь в самом центре города, где некогда был Летний Дворец Елизаветы Петровны.
Место оказалось удачным. Дворец хорошо просматривается с Невского проспекта, Марсова поля и с Фонтанки. Архитектор также запланировал улицы Михайловскую и Инженерную, а Садовая и Итальянская улицы стали длиннее. Современная Площадь Искусств появилась тогда же, но называлась Михайловской.
Композиция ансамбля
Красивый замок в Санкт-Петербурге был задуман в стиле классицизм. Планировка его традиционна для городской усадьбы того времени. Высокая ограда отделяет от улицы Парадный двор, который с трех сторон окружают постройки. Это служебные флигеля. Они находятся с восточной и западной сторон. В центре главный корпус. Таким образом, у ансамбля композиционный центр читается сразу.
В целом дворец имеет строго выверенные пропорции. Украшением главного фасада является трехчастная композиция, состоящая из центрального портика над парадным входом и симметрично расположенных по обеим сторонам от него крыльев. Если смотреть с Михайловской улицы, хорошо видна колоннада центрального портика и лестница. По бокам величественные фигуры львов. Фасады украшены рельефными композициями. Над ними работали такие скульпторы 18 века, как Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов.
По задумке архитектора, противоположный (северный) фасад здания хорошо можно было разглядеть с Марсова поля. Строгая симметрия, которая была присуща дворцу изначально, сегодня нарушена. В 20 веке дворец перестраивался, точнее, переделывался флигель с восточной стороны.
Внутри строения есть восьмиугольный двор. Такая планировка продиктована главенствующим в те времена стилем классицизм, который, в свою очередь, за образец брал решения зодчих античности.
Все интерьеры дворца были украшены по эскизам архитектора Росси. Убранство выглядело роскошно, и уже тогда велись разговоры о том, что хоромы великого князя будут помпезнее, чем украшения жилища Николая I, будущего императора. Тем не менее эскизы были утверждены Александром I, и изменить что-либо было уже нельзя.
Когда дворец стал музеем?
Когда дворец был достроен и освящен, великий князь Михаил Павлович поселился там вместе с женой. Его жизнь продолжалась до 1849 года, и после кончины князя вдова Елена Павловна стала владелицей замка. Это было время расцвета искусств, и княгиня активно участвовала в этом процессе. Она общалась с поэтами, художниками и музыкантами. В Михайловском дворце проводились салоны. В это время при содействии Елены Павловны появилось и музыкальное училище, ставшее затем Консерваторией. Это первое в России музыкальное учебное заведение.
В дальнейшем дворец переходил по наследству сначала третьей дочери — Екатерине Михайловне, затем ее детям (Михаилу, Георгу и Елене). Содержать здание с каждым годом становилось труднее, и было принято решение сдавать внаем некоторые залы. Здесь стали проводиться конгрессы и кружки.
Позже Николай II выкупил дворец для казенных нужд и за государственные деньги. В память о своем отце Александре III он решил учредить здесь Русский музей. Это произошло в апреле 1895 года. К тому времени в Эрмитаже была собрана большая коллекция работ иностранных художников. Создавать коллекцию русских художников было решено в стенах «Русского Музея Императора Александра III». Весь дворцовый комплекс был отведен для этого. Однако дворец нужно было еще сделать музеем, поэтому архитектору Свиньину была поручена перестройка здания. После перепланировки от работы Росси остался только Белый зал и Парадная лестница. Как вспоминали современники, Свиньин не любил стиль Росси и постарался все преобразить до неузнаваемости.
Михайловский дворец стал называться как инженерный замок после того, как в 1819 году там было открыто инженерное училище. В 20 веке здесь работает военно-инженерное училище. В период Великой Отечественной войны в замке находился госпиталь. Потом все помещения занимали различные ведомства и учреждения. Здание постепенно ветшало, и к 1988 году его состояние признали особенно плохим. Это стало причиной вывода оттуда всех арендаторов.
Государственный Русский музей стал владельцем большей части замка только в 1994 году. Началась реконструкция здания. Восстановление интерьеров заняло много времени, ведь воссоздавали их именно такими, какими они были еще во времена Павла I.
В 2003 году, в год трехсотлетия Санкт-Петербурга, Михайловский замок был торжественно открыт.
Сегодня адрес этого уникального памятника архитектуры XVIII столетия знают практически все петербуржцы.