Флорентийская церковь Санта Мария дель Фьоре
Опубликовано: 24.03.2016

В центральной части столицы Тосканы возвышается христианский храм Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция может по праву гордиться таким архитектурным чудом.
Название собора означает Цветок Святой Марии. Возведен собор в 13 столетии в готическом стиле, как символ почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Это одно из самых посещаемых туристами мест древнего города. Любой приезжий, прогуливаясь по улочкам близ Соборной площади, не может не обратить внимание на грандиозное сооружение, башня которого стремительно уходит вверх почти на стометровую высоту.
История сооружения храма
В конце средневековья клир и прихожане римо-латинской церкви решили на месте старого собора Санта-Репарата построить новый, который бы потрясал воображение. Причиной этому стало увеличение количества верующих в городе, который старый костел уже не вмещал. Другим, не менее важным поводом для начала строительства стало желание властей не уступать соседним городам Тосканы Пизе и Сиене в архитектурном обустройстве. В результате уходящий 13 век ознаменовался началом строительства величественного Дуомо (Собора). Окончание работ произошло через 600 лет, в 19 веке, когда завершили украшение фасада. Огромные размеры храма просто впечатляют. В его пределах помещается до 30 тыс. человек. Фактически — это население небольшого города, собравшегося в одном месте.
Продолжительность работ предопределило участие в постройке многих выдающихся архитекторов. Родоначальник проекта — Арнольфо ди Камбио. На пороге Раннего Возрождения собор Санта-Мария-дель-Фьоре стал эталоном классической готики. Символический камень в основание церкви, имеющей в плане вид креста, в начале осени 1296 года положил посланник Папы Римского. Усилиями Арнольфо ди Камбио была возведена большая часть здания, но затем архитектор внезапно отошел в мир иной. После него энтузиазм приутих на целых 30 лет, пока на арене не появился новый вдохновитель и творец Джотто ди Бондоне. Именно на примере его творчества сформировались величайшие гении Италии. Джотто, будучи ведущим архитектором, разработал колокольню Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Она получила наименование Кампанила.
Смерть архитектора и обрушившаяся на город эпидемия чумы вновь задержала стройку на 11 лет. Последовавшая череда зодчих и строителей в лице Франческо Таленти, Джованни ди Лаппо Гини, Бруннескели в основном закончила возведение стен и купола, образовав неповторимый по величине и грандиозности костел. И в 16 веке все, казалось, шло к окончательному завершению дела, так как необходимо было провести внешние отделочные работы. Но возник скандал, связанный с финансовыми вопросами, преодолеть который смогли лишь в 1876 году. Дизайном и внешним оформлением занялся зодчий Эмилио де Фабрис. Такова краткая история возведения одного из самых больших католических соборов.
Особенности архитектуры костела
На период начала возведения святилища во Флоренции проживало до 100 тыс. человек, поэтому вдохновители проекта поставили задачу, чтобы в нем сразу могли поместиться все верующие жители города. Это было достигнуто благодаря колоссальным размерам, которые составляли:
- длину — 153 м;
- трансепт (ширина поперечины) — 90 м;
- высоту внутренних арок — 23 м;
- высоту верхней точки купола — 90 м;
- диаметр купола — 42 м.
Размеры последнего превышают диаметр купола собора Святого Петра в Ватикане. Готический стиль подчеркивают вертикальные и прямоугольные формы окон с витражами, разнообразные острые элементы интерьера, а также ребристые своды, каркасные опоры. Турист обязательно должен посетить действующие музейные выставки, повествующие об этапах строительства, архитекторах и художниках. Уникальные росписи и статуи, которые украшают церковь, не оставят равнодушным ни одного путешественника. Сама Флоренция откроется во всей своей красе со смотровой площадки, расположенной на верхней точке Фиоре.
Для устойчивости и прочности конструкции зодчий установил 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец. Такая система позволяет удерживать сооружение общим весом до 9 тыс. тонн. Увенчивает купол небольшая из мрамора латерна (башенка), которая также добавляет вес к общей массе конструкции. Строительство купола велось больше 40 лет и закончилось торжественным освящением храма Папой Евгением IV.
Дизайн храма
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре украшен многоцветным облицовочным мрамором, переливающимся разными оттенками: белым, розовым, серым и зеленым. Такая палитра напоминает туристу, что он находится в Италии. Ведь она соответствует цветам национального флага. Над главным входом находится икона Пресвятой Девы Марии, восседающей на троне с Божественным Младенцем — Иисусом Христом. Барельеф окружают статуи 12 Апостолов. Арки в виде стрел украшают фрески, повествующие о жизни Пресвятой Богородицы.
Внутреннее убранство не оставит равнодушным ни одного посетителя. Если внешнее благолепие потрясает своей роскошью и красотой, то в середине все напоминает о строгих католических нравах. Об этом позаботился доминиканский монах Джироламо Савонарола, проповедовавший во времена правления Лоренцо Медичи. Своды костела расписаны фресками 15 столетия. На них изображены выдающиеся флорентийцы, внесшие неоценимый вклад в развитие страны, города и церкви. Особо привлекают внимание туристов соборные часы, установленные Паоло Уччело в 1443 году. Они имеют отличительное свойство: стрелки хронометра идут в противоположном направлении.
Уникальные витражи украшают арки нефов и трансептов. На них изображены деяния святых Библейской истории. А вверху, на барабане купола, витражи рассказывают уже о земных событиях, связанных с Господом и Богом нашим Иисусом Христом, а также его Пресвятой Матерью — Приснодевой Марией. Поднявши взор еще выше, под купол, путешественник увидит небесные обители, где живет Пресвятая Троица, Богородица, ангелы и святые. Эти фрески создали итальянские художники 16 века Джорджио Вазари и Федерико Цуккари.
При соборе в 1891 году в помещении, некогда служившем зодчему Бруннелески мастерской, был открыт музей для туристов. Тут можно проследить всю цепочку событий, развернувшихся при сооружении храма. Гордостью музея является уникальная коллекция скульптур:
- «Кающаяся Мария Магдалина;
- «Пророк Аввакум»;
- Папа Римский Бонифаций VIII;
- Незаконченная статуя Микеланджело «Пьета».
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится по адресу: г. Флоренция, Соборная площадь, № 17. Чтобы доехать туда, нужно сесть в любой автобус, следующий на площадь.
Насладиться неповторимой красотой культового сооружения можно совершенно бесплатно.