Величие и драма храма Святой Софии в Стамбуле
Опубликовано: 18.04.2016

Самая знаменитая из византийских церквей — храм Святой Софии в Константинополе — настолько поразила послов киевского князя Владимира, что они почувствовали себя и «впрямь на небесах». Царивший над городом собор не мог быть рукотворным. Это было творение самого бога. Величественная красота и масштаб золотого купола, как говорят современники, приводили молящихся в трепет, словно не опирался он на каменную основу, а спускался с небес на золотых цепях.
Содержание
Возведение дворцовой церкви
На этом холме когда-то стоял языческий храм богини Артемиды. Именно здесь Константин Великий начал строительство христианской церкви Святой Софии — классической базилики с деревянным потолком. Она сгорела во время беспорядков, возникших при изгнании патриарха Константинополя, Иоанна Златоуста. От нового храма не осталось ни единого фрагмента.
Второй церкви, построенной императором Феодосием II спустя век, тоже не повезло. Она простояла немногим более века. Во время крупнейшего в Византии восстания «Ника» его разрушили и сожгли. Но пожар пощадил фреску с двенадцатью агнцами, символизирующими 12 апостолов.
Упорство императоров Византии, стремящихся построить главный имперский храм, передалось по наследству Юстиниану Великому. Он начал восстанавливать, вернее, заново строить собор, какого мир еще не видел. Так было положено начало пятилетнему строительству, потребовавшему колоссальных затрат.
Архитекторы собора —, прославленный изобретатель и математик, и Анфимий из Трал — задумали поистине грандиозный проект. Со всех концов Византии свозились колонны и плиты самого красивого мрамора.
Зеленый везли из Фессалии, порфир — из Египта, черный — с Босфора, желтый — из Сирии. Привезли даже древние колонны храма Артемиды в Эфесе. А на создание алтаря потребовалось до 40 000 фунтов золота и серебра, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость.
Собор Святой Софии освятили и торжественно открыли в декабре 537 года. Это была величественная дворцовая церковь, примыкающая к резиденции императора.
Парящий над землею храм
Чтобы храм вмещал больше прихожан, византийское зодчество, откинув греческие «футляры» для статуи божества, обратилось к античным прямоугольным сооружениям — базиликам с несколькими нефами (залами).
Боковые нефы отделяются от центрального проходными галереями. Такой тип храма со средним нефом, просторным и высоким с поперечным трансептом с высоты выглядит, как крест. Длина храма — более 70 м, ширина — 68,4 м.
Купол Святой Софии, перекрывающий точно посредине базилику с тремя нефами, свободно парит над храмом. Византийские зодчие вознесли его 50-ти метровую высоту на четырех столбах, рассчитав его геометрию на основе треугольных сводов, изогнутых как наполненные ветром паруса. Купол достаточно плоский, его диаметр — 31 м. Он состоит из 40 радиальных арок, между ними в нижней части купола прорезаны арочные окна.
Его тяжесть равномерно распределена по аркам на массивные стены и полукупола. Глаз не воспринимает эту тяжесть. Подлинным волшебством кажется легкость собора, воздушность арок, галерей, мраморных и малахитовых колонн, узорчатой каменной резьбы.
Величие мрамора и мерцание мозаики
В Византии интерьеры церквей интереснее, выразительнее и художественнее экстерьера. Создатели собора Святой Софии сосредоточили свое внимание на внутреннем пространстве здания. С внешней стороны собор кажется мощным укреплением, а интерьер поражает легкостью. 40 окон в основании купола заливают светом центральный неф. Когда-то богато блиставший мозаикой, инкрустацией храм, казалось, сам излучал свет.
Монументальные стены проходов визуально не имеют веса. Для их оформления использовали особую технику обработки мрамора. Мраморные блоки распиливали пополам и раскладывали, как книгу. Такая «раскладка» давала интересные симметричные узоры. Пол храма, созданный из мраморных плит разнообразных оттенков и темно-красного порфира, стал фоном для 12 серебряных колонн с золотыми капителями в алтаре.
Алтарь собора был творением уникальным. Но его престол — самое великолепное произведение за всю историю духовной архитектуры. Литые золотые доски на золотых столпах, столешница из сложных металлических сплавов, в которые была вплавлена россыпь драгоценных камней. А окружали престол колонны из яшмы и порфира.
Византийская культура довела до совершенства древнее искусство мозаики, соединив ее со светом. Фон мозаичных картин в соборе традиционно светлый. Льющийся с высоты свет приводит в движение каменную живопись, заставляя мерцающие изображения меняться в зависимости от расстояния, с которого на нее смотришь. В соборе сохранилось одно из самых красивых, весьма деликатное изображение Христа с удивительно выразительными глазами. Портрет неофициально называют «Грустный Христос».
Собор встречает верующих еще одной мозаичной картиной над юго-западным входом. Мария с маленьким Иисусом сидит на троне без спинки, ее ноги опираются на постамент, украшенный драгоценными камнями. Иисус протянул правую руку для благословения, а в левой держит свиток. Слева Константин Великий, представляющий мадонне проект новой столицы — Константинополя, справа -Юстиниан с моделью собора Святой Софии.
Этот шедевр византийского искусства с прекрасными и гармоничными пропорциями был создан, чтобы смотреть на него снизу. Мастера мозаичных полотен знали точно, как получить желаемый эффект гармонии форм и вызвать восхищение верующих. Мозаики рисуют нам облик византийских императоров, Иоанна Крестителя, ангелов. У каждой из них есть свой сюжет, удивительная цветопередача, трогательное следование правде. В мозаиках нет грубости не только в работе мастеров, но и переходах от цвета к цвету. Жаль, что пять веков это чудо было скрыто от людей под толстым слоем штукатурки.
Историческая драма архитектурного чуда
Красота спасает не всегда. Не спасла собор и точность геометрических расчетов, когда через 20 лет землетрясение повредило большой купол. Перестроил храм Исидор Младший, подняв купол на высоту 55,6 м. Сверкая золотыми мозаиками, церковь счастливо сохранилась до очередного, теперь уже исторического, потрясеня — эпохи иконоборчества (VIII-IX вв.), когда из храма пропали все иконы и скульптуры.
Конец эпохи иконоборчества ознаменовался еще двумя катастрофами для базилики: большим пожаром и землетрясением. Разрушения стали поводом обновления интерьера. Тогда-то и появились в храме новые мозаики. Еще одно землетрясение и последующие повреждения купола, впрочем, быстро ликвидированные, принес Х век.
Но собор уже никогда не предстанет перед нами в своем былом величии.
Во время четвертого крестового похода, кроме кровавой охоты на жителей Константинополя, крестоносцы разграбили собор Святой Софии. Летописи сообщают, что вывезли все: золото, ювелирные изделия, накопленные династиями императоров реликвии, варварски выломали драгоценную инкрустацию. Довершила картину попойка рыцарей, спародировавших православную литургию.
Усилия императоров не смогли сохранить базилику. Продолжавшиеся землетрясения наносили все новые и новые раны собору. После падения Константинополя в 1453 г. под натиском войск Мехмеда Завоевателя ушла в небытие Византия — отголосок древнего мира, сумевшая продержаться почти до конца средних веков. Новый правитель был поражен масштабностью собора и начал его своеобразное восстановление.
Крест с купола Софии был заменен полумесяцем, затерты и замазаны царапины и трещины, и вместе с ними под штукатуркой исчезла вся мозаика, за исключением Богоматери в апсиде и серафимов. В XVI в. укрепили купол, достроили 4 минарета, исказив оригинальный силуэт здания и уничтожив большую часть внутренней отделки. Добавили мавзолеи султанов, фонтан для ритуальных омовений. Пол покрыли коврами. Появились медальоны с красивой арабской вязью, прославляющей пророка и халифов.
Святая София сегодня
Уже более 80 лет Собор Святой Софии — музей Айя-Софья. После изменения ее статуса во время реставрационных работ обнаружили под штукатуркой и расчистили большие фрагменты уцелевших мозаик. Попасть в собор можно в любой день, кроме понедельника.
Вход стоит приблизительно 3,5 EUR.
Очередь желающих побывать в соборе почти всегда внушительна, но собор этого стоит.